ЭКОНОМИКА

Неразделенный Каспий: одно море для пяти государств

Распад Русского Союза и возникновение на политической карте мира новейших суверенных стран стали для Каспийского региона началом новейшего шага. Неувязка освоения и оптимального использования био и углеводородных ресурсов в крупнейшем внутриконтинентальном озере-водоеме на долгие годы стала суровой правовой неувязкой для всех государств, имеющих выход к Каспийскому морю.

До «парада суверенитетов», происшедшего в конце прошедшего века и в значимой мере трансформировавшего геополитический расклад сил в Каспийском регионе, базы, которые регулировали экономическую и другие виды деятельности в акватории Каспия, были сформированы 2-мя соглашениями – Контрактом меж РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года) и Персией 1921 года и Контрактом о торговле и мореплавании меж СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и Ираном 1940 года. Закрепленные в документах положения дозволили заложить базу взаимовыгодного экономического сотрудничества в данном регионе, установив свободу рыболовства в Каспийском море и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств. Также планировалась реализация больших инфраструктурных проектов, включающая в себя стройку совместными усилиями 2-ух государств рыборазводного завода на местности Ирана и введение в эксплуатацию ГЭС (Гидроэлектростанция — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока) на реке Аракс.

В новейших геополитических реалиях в течение долгого времени шли сложные переговоры меж прикаспийскими государствами (Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном и Русской Федерацией) о разработке документа, который сумел бы стать правовой базой, регулирующей главные виды деятельности в акватории Каспия. Согласование всех вопросцев продолжалось наиболее 20 лет, завершившись подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 2018 году главами 5 государств на саммите в Казахстане. Необходимо отметить, что с учетом суровых припасов нефти и газоконденсата, оценивающихся в 18-20 млрд тонн, и огромных размеров добычи нужных ископаемых, одним из главных качеств подписанного документа является пункт о том, что прикаспийские страны могут прокладывать по дну Каспийского моря трубопроводы, при этом для этого требуется согласование лишь той стороны, через сектор которой он пройдет. Сдерживающим фактором в данном вопросце является тот факт, что сейчас Иран не ратифицировал подписанную конвенцию, что плохо сказывается на реализации почти всех положений документа. По сути в Тегеране просто считают себе нерентабельным пункт новейшего документа о секторальном принципе разделения Каспия, потому что толика Ирана в итоге оказалось меньшей посреди всех 5 стран.

Но уже на данный момент можно отметить, что подписанная конвенция может перевоплотить в действительность разные большие экономические проекты. Так, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан могут приступить к строительству Транскаспийского газопровода в Армению, откуда горючее может переправляться в Европу, предоставив государствам Евросоюза кандидатуру российскому газу, что является очень принципиальным для их решением в критериях брутальной санкционной политики по отношению к РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Невзирая на вероятные экономические трудности, с которыми может столкнуться наша страна, если данный проект будет реализован, даже в этом вопросце новенькая конвенция предоставляет Русской Федерации определенное место для маневра. К примеру, каждое из 5 стран сумеет поднять вопросцы, которые будут касаться вероятного негативного действия на окружающую среду всех трубопроводов либо кабельных маршрутов, проложенных по дну Каспийского моря, практически заморозив реализацию хоть какого проекта.

Неразделенный Каспий: одно море для пяти государств
Стоит также отметить, что и у Русской Федерации существует ряд принципиальных экономических проектов в Каспийском регионе, реализация которых дозволит решить Москве определенные задачки. Еще с 2007 года интенсивно дискуссируется вопросец строительства порта Лагань грузооборотом в 20 миллионов тонн в год на местности Калмыкии. Новейший объект должен стать стартовой точкой для сотворения большого промышленно-логистического комплекса, что дозволит значительно прирастить налоговые поступления в бюджет и сделать новейшие рабочие места. Глава республики Бату Хасиков докладывал, что стройку порта оценивается в 41,3 млрд рублей. Также предполагается создание новейшего морского порта в дагестанском Каспийске. Не считая того, утвержденная в 2017 году Стратегия развития морских портов Каспийского моря, авто и жд походов к ним до 2030 года подразумевает активную деятельность по развитию имеющейся инфраструктуры в портах Оля, Махачкала и Астрахань.

Кроме всего остального, заинтересованными сторонами временами интенсивно продвигается нашумевший проект по расширению внутренних транзитных связей меж Каспийским и Черным морями – канал «Евразия». Новейший маршрут должен стать достойной кандидатурой Волго-Донскому каналу, который владеет суровым недочетом, связанным с его маленькими глубинами, что на порядок ограничивает его транспортные способности. Президент Русской Федерации Владимир Путин ранее подчеркивал, что создание новейшего канала не попросту даст выход прикаспийским странам в Темное и Средиземное моря, да и отменно изменит их геополитическое положение, позволив им стать всеполноценными морскими державами. Не считая РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), завышенную заинтригованность в реализации данного проекта выражают Казахстан и Китай.

Подводя результат, охото сказать, что для выстраивания экономически грамотных отношений и оптимального использования био и минеральных ресурсов неповторимого водоема имелась острая необходимость в разработке правовой и политической базы, которая удовлетворяла бы интересам всех 5 прикаспийских стран. Непременно, основной шаг в этом направлении дозволила создать подписанная в 2018 году Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, которая послужила толчком для роста благосостояния и устойчивого развития региона, формирования конкурентоспособности экономик прикаспийских государств, также выступая гарантом региональной и глобальной сохранности.

источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»