Раковые клетки в лёгких увиливают от лечения, превращаясь в клетки кишечника

Известно, что с типами клеток в раковой опухоли творится полный хаос. Дело в том, что в разных частях злокачественного образования они активируют различные гены и в результате принимают совершенно разные размеры и формы. Но команда биологов из Университета Дьюка всё равно очень удивилась, когда в недрах опухоли лёгких были найдены миниатюрные элементы желудка и кишечника.

Дальнейшее исследование, результаты которого были опубликованы в издании Developmental Cell, показало, что наличие или отсутствие всего одного определённого гена действует как стрелка на железнодорожных путях и направляет развитие клетки в совершенно разных направлениях.

Ведущий автор исследования Пурушотхама Рао Тата (Purushothama Rao Tata) большую часть своей карьеры изучал ткань лёгких, клетки которой проявляют невероятную пластичность при регенерации после травм. И однажды он задался вопросом, могут ли некоторые из открытых им правил нормальной регенерации клеток проявляться при развитии рака.

Учёный сосредоточил внимание на немелкоклеточном раке лёгких, который является наиболее распространённым типом рака этого органа и самым смертоносным онкологическим заболеванием в мире. Вначале он проанализировал данные проекта «Атлас ракового генома» (The Cancer Genome Atlas), который систематизирует данные о генетических мутациях, приводящих к возникновению рака. Тут-то и выяснилось, что очень часто в клетках немелкоклеточного рака лёгких отсутствовал ген NKX2-1, который отвечает за превращение стволовых клеток в строительные блоки лёгочной ткани. При этом в них активировался ряд генов, связанных с желудочно-кишечным трактом.

На самом деле, имея совершенно разные функции, клетки лёгких достаточно тесно связаны с клетками желудка, потому что во время раннего развития оба типа образуются из одних и тех же клеток-предшественников. Поэтому Тата предположил, что потеряв ключевой ген, они просто меняют направление своего развития в сторону ближайших «родственников».

← Предыдущая Следующая → 1 2 3